2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Ребенок аутист. Проблемы и подходы.
Расстройство аутистического спектра- это пожизненное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а так же ограниченным стереотипным поведением. Это расстройство, при котором страдают так называемые социальные функции: аутистам трудно говорить, понимать других и взаимодействовать с ними (при том, что у них нередко сохраняется желание это делать). Аутизм возникает вследствие патологии ЦНС или нарушения развития мозга и присутствует у человека с рождения, а диагностируется чаще всего в раннем возрасте до 3-х лет.
Проявления:
- отсутствие зрительного контакта;
- замкнутость, отгороженность и отчужденность;
- отсутствие отклика на имя при сохраненном слухе;
- общение с другим человеком как с неодушевленным предметом.
Проблема коммуникативно-эмоционального плана.
1. Необщительность и неконтактность, проявляющаяся в виде пассивного игнорирования других, или в виде негативных импульсных действий в отношении них. Этим детям непонятны эмоциональные переживания людей и они не могу выражать свои собственные.
2. Есть потребность в общении, но ее реализация искажена и затруднена. Аутист стремится быть рядом с другими детьми, но не вместе. Может казаться, что он не хочет играть с детьми, но на самом деле он просто не может этого делать.
3. Неполноценное общение не позволяет нормально формироваться речи аутистов. Речь может отсутствовать вовсе, либо развивается эхолалия и стереотипия. Эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи, необращенность к человеку, использование малоупотребительных слов, аутокоманды. Стереотипия – однообразное повторение звуков, фраз, простых движений. Например, вращение руками или головой, когда ребенок не может выразить чувства, а бездействие хуже однообразия.
4. Ребенок слышит, что говорят, но не понимает в силу проблем с восприятием и воспроизведение речи, а также в силу ограниченности словарного запаса. Может быть чем-то заинтересованным.
5. Если какое – то явление для ребенка ничего не значит, то он перестает произносить слово, обозначающее это явление. Наоборот, может все время повторять одно и то же слово, которое вызвало в нем какой – то эмоциональный отклик. Он не понимает переносных значений слова, воспринимает все буквально («круто» значит высоко).
6. Не использует жесты.
7. Ригидность в повседневных делах (одно и то же в течение дня, один путь к дому, в магазин, одна и та же еда на завтрак). Привычная обстановка, нарушение которой ведет к нервным расстройствам.
8. Мир воспринимают, как хаос людей, мест и событий, разобраться в которых им часто не под силу.
9. Могут обладать гипер либо гипочувствительностью любого анализатора. Звуки, которые большинство людей даже не слышат, кажутся им очень громкими, либо напротив, могут не чувствовать боль. С этим связано нарушение чувства самосохранения.
10. Для ребенка характерно неуклюжесть, неловкость, неразвитая мелкая моторика.
Интеллектуальные проблемы и решение.
Патология может затрагивать и интеллектуальную и познавательную сферу. Трудность возникает при сосредоточении и целенаправленной произвольной деятельности. Их восприятие резко снижается.
Однако все аутисты обучаемы при правильной поддержке со стороны взрослого человека. Главное для них не усвоение программных задач, а обучение жизни: одеться, помыться, приготовить себе еду, запомнить дорогу в школу, домой, завести друзей.
Способы общения с аутичным ребенком:
1. Лучше всего, с ним общаться через какой - либо предмет, обращаясь не непосредственно к ребенку, а к игрушке. Можно устанавливать контакт через сенсорные игры.
2. Использовать в речи четкие конкретные инструкции и многократное повторение.
3. При обследовании предмета использовать несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное обследование).
4. Контакт в рамках интереса ребенка, без давления на него.
5. Давать представления такому ребенку о связи отдельных впечатлений, объяснять его эмоциональный смысл.
6. Режим дня, регулярность повторения событий, их предсказуемость, планирование деятельности совместно с ребенком.
7. Комментировать и озвучивать любое действие и движение, придавать эмоциональную окраску. Использовать многократное повторение.
8. Использовать контрастную музыку, пение, ритмику.
9. При взаимодействии с ребенком использовать игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук.