Логопедическая работа
Учитель-логопед первой категории Цуркунова Елена Николаевна
Образование: высшее
Повышение квалификации:
Общий стаж работы: 20 лет
Стаж работы по специальности: 4 года
Консультация № 1 "Словарь основных логопедических нарушений для родителей"
Консультация № 2 "Словарь основных логопедических нарушений для родителей"
Учимся с мамой произносить звук [С]
Речь родителей – образец для ребёнка
Консультация "ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ – ЭТО ВАЖНО!"
Уважаемые родители!
Если вашего ребёнка обследовал логопед, и Вы получили рекомендацию пройти медико-педагогическую комиссию для получения направления в логопедическую группу (группу коррекционной направленности), у Вас могут возникнуть сомнения и вопросы. Насколько это важно? Так ли плохо говорит ребёнок, что стоит менять группу или детский сад, привыкать к другим воспитателям, новому детскому коллективу, подстраиваться под режим логопедической группы?
Для взрослого человека, чьё речевое развитие прошло все этапы становления в норме, умение красиво и грамотно говорить кажется простым и естественным. Между тем, речь состоит из многих компонентов, её формирование является сложнейшим процессом, связанным с развитием и функционированием различных зон коры головного мозга. Это определяет существование тесной связи между развитием речи, мышления и всей психической деятельности ребёнка.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного детского развития. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Занятия с логопедом позволят максимально компенсировать речевые нарушения, преодолеть аномальное формирование компонентов речи, приблизить состояние речи к возрастной норме и сформировать готовность к усвоению школьной программы.
Не забывайте, что психологическая готовность к школьному обучению включает в себя и определённый уровень речевого развития. Одна из заповедей родителей гласит: «Никогда не казните себя за то, что не можете дать своему ребёнку, думайте о том, что вы можете сделать для него, но не хотите». Сделайте для своего ребёнка всё, что в ваших силах. Решение всегда остаётся за Вами.
Консультация для родителей
Когда логопед направляет ребёнка к неврологу
Памятка для родителей. Правила речевого дыхания
Речь родителей - образец для ребёнка
8 игр на развитие грамматического строя речи
Игры и упражнения на усвоения понятия __слово__, __звук__.
Упражнения для отработки звуков [[ш ] [ж ] [щ ] [ч ]
Игры для закрепления поставленного звука
https://disk.yandex.ru/i/N8N4-6ZBxmnw9A
«Значение пальчиковых игр для развития ребенка»
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся, таким образом, с ребенком пальчиковой гимнастикой. Что же такое пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:
- Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
- Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
- Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
- Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
- Когда малыш говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики — это делает его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями.
- В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
- А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
- После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.
Предлагаю вам попробовать поиграть с детьми.
Начинаем с разминки:
- Покатаем шестигранный карандаш между ладошками: «Карандаш в руке катаю,
Между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу».
Теперь родители помассируют ручки детям:
- «Мышка мыла мышам лапку –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку –
Смыв с нее и грязь, и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла…
Теперь можно перейти и к самим упражнениям. Все пальчиковые упражнения можно разделить на 3 группы:
1.- упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел.
Оттого и потолстел.
2.- упражнения для пальцев статические, т.е. простое изображение предмета:
Стул.
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Флажок.
Я флажок в руке держу
И ребятам им машу.
(4 пальца – вместе, а большой палец опущен вниз).
Цепочка.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д.)
Зайка.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)
Гусь.
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).
3.- упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стишков):
Солим капусту.
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони рубим)
Мы морковку трем, трем, (кулачки трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой)
Мы капусту мнем, мнем. (пальчики сжимаем и разжимаем).
Стираем платочки.
Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрем. (трем кулачок об кулачок)
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем. (движение «выжимаем белье»)
А теперь мы все платочки
Так встряхнем, так встряхнем. (встряхиваем кисти рук)
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом. (кулачком правой руки гладим ладонь левой)
А теперь платочки сложим (хлопки ладошками)
И все дружно в шкаф положим. (руки на коленки)
Для пальчиковых игр вы можете использовать любые стихотворения и песенки, потешки и сказки. Играйте с ребенком, занимайтесь и получайте удовольствие от занятий. Ведь пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них весьма впечатляющая.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.
Желаем успехов!