Описание ООП ДОО
Описание Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с "Золотой ключик"
Образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) МБДОУ д/с «Золотой ключик» разработана педагогическим коллективом в соответствии с:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 и в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955;
• Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28;
• Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Золотой ключик».
Программа ориентирована на детей в возрасте от одного года до семи лет и реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть каждого раздела Программы соответствует Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее по тексту – ФОП ДО) и оформляется в виде ссылки на неё (п.2.12 ФГОС ДО). Обе части Программы являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО.
Особенности ФОП ДОО
▪ Программа объединяет образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс;
▪ Программа детализирована (можно брать за основу целиком при разработке собственной программы);
▪ Большое внимание уделено воспитанию патриотических чувств, любви и уважения к Родине; сделан акцент на воспитании интернациональных чувств; представлениях детей о государственных праздниках и вызвать интерес к событиям, которые происходят в России; на правилах безопасного поведения в ситуациях, когда существует угроза жизни и здоровью;
▪ Включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, Произведений изобразительного искусства, анимационных и кинематографических произведений.
Ведущая цель программы
Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций.
Программа содержит:
▪ Целевой раздел;
▪ Содержательный раздел;
▪ Организационный раздел.
Каждый раздел образовательной программы содержит часть формируемую участниками образовательных отношений МБДОУ.
А также учебно-методическую документацию:
▪ Программу воспитания;
▪ Режим и распорядок дошкольных групп;
▪ Календарный план воспитательной работы.
Целевой раздел
▪ Цели и задачи;
▪ Принципы формирования;
▪ Планируемые результаты освоения образовательной программы в раннем, и дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения образовательной программы;
▪ Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возрастов;
▪ Подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Основные задачи ОП:
▪ обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
▪ приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
▪ построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
▪ создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
▪ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
▪ обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
▪ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
▪ достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Задачи ОП в рамках формируемой части участниками образовательных отношений:
▪ приобщение детей дошкольного возраста к природе, культуре, истории русской народной культуре;
▪ организация взаимодействия с социальными партнерами Санкт-Петербурга для расширения кругозора, развития творческого мышления дошкольников.
▪ оптимизация физического развития детей дошкольного возраста с применением здоровьесберегающих технологий;
▪ обогащение познавательной сферы дошкольников с помощью погружения детей в культурологическую среду Санкт-Петербурга.
Направление развития |
Название парциальной программы, технологии |
Авторы |
Выходные данные |
Краткая характеристика программы |
познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Путешествие в историю и культуру Донского края. |
Чумичева Р.М., Платохина Н.А., Ведмедь О.Л. |
Ростов н/Д: типография «Синтез технологий», 2007 г. |
развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, создание условий для открытия ребёнком ценностей и смыслов, определяющих характер социокультурной и творческой деятельности. |
Родники Дона. |
Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А. Платохина |
|
развитие у дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края. Социализация дошкольников в процессе организованного взаимодействия с объектами, составляющими природное и культурное наследие Дона. |
|
В краю Тихого Дона. |
Под общ. ред.Баландиной Л.А./ авт.-сост.: Галактиоова Е.В., Каплина В.Н., Муравьева О.Ю., Склярова В.Д. |
– Ростов-на-Дону: Изд-во ГБУ ДПОРО РИПК и ППРО, 2017.
|
|
|
познавательное, речевое, социально-коммуникативное |
Шахматная азбука |
на основе авторских программ «Шахматы - школе» И.Г. Сухина и «Как научить шахматам» А.К.Костенюк, Н.П. Костенюк) |
|
знакомство с правилами шахмат |
Содержательный раздел
▪ Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие);
▪ Описание вариативных форм, способов, методов, средств реализации программы;
▪ Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы;
▪ Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся;
▪ Направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов.
Рабочая программа воспитания
▪ Раскрывает задачи и направления воспитательной работы;
▪ Предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Цель и задачи рабочей программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОО ‒ личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1.Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2.Формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3.Становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО:
▪ Содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
▪ Способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
▪ Создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
▪ Осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Организационный раздел
▪ Описание психолого-педагогических и кадровых условий;
▪ организации развивающей предметно-пространственной среды;
▪ материально-техническое обеспечение;
▪ Перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений;
▪ Кадровые условия;
▪ Режим и распорядок в дошкольных группах;
▪ Календарный план воспитательной работы.
Программа рассчитана на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп:
От 1 года до 2 лет – ранний возраст
От 2 лет – до 3 лет – ранний возраст
Дошкольный возраст.
От 3 лет до 4 лет
От 4 лет до 5 лет
От 5 лет до 6 лет
От 6 лет до7 лет
В том числе Программа предусматривает работу с детьми категории детей с ограниченными возможностями здоровья разных нозологий. Коррекционно-развивающая работа и\или инклюзивное образование в МБДОУ д/с «Золотой ключик» направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
КРР представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в МБДОУ д/с «Золотой ключик» осуществляют педагоги, педагог-психолог, учителя-логопеды.
Направления:
• профилактическое: проведение необходимой профилактической работы с детьми с целью предупреждения проявления отклонений в развитии ребенка;
• диагностическое: раннее выявление и диагностика уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
• коррекционно-педагогическое: разработка программ, соответствующих психофизическим и интеллектуальным возможностям детей;
• организационно-методическое: организация консультационно-методической помощи воспитателям по вопросам обучения и воспитания дошкольников с проблемами в развитии;
• консультативно-просветительское: организация консультативно – просветительской работы по пропаганде знаний из области коррекционной педагогики и специальной психологии среди родителей;
• координирующее: ключевая позиция в комплексном сопровождении детей с проблемами в развитии принадлежит воспитателю группы; координирует профессиональную деятельность педагог-психолог;
• контрольно-оценочное: анализ результативности комплексной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные нарушения.
В ДОО разработана программа коррекционно-развивающей работы (далее – Программа КРР) в соответствии с ФГОС ДО
Цели коррекционной работы:
• Раннее выявление отклонений в развитии детей дошкольного возраста с целью предупреждения вторичных отклонений;
• Коррекция имеющихся нарушений в развитии детей дошкольного возраста;
• Социальная адаптация и интеграция детей с отклонениями в развитии в среду нормативно развивающихся сверстников.
Задачи КРР:
• определение особых (индивидуальных) образовательных потребностей обучающихся, в том числе с трудностями освоения Программы и социализации в ДОО;
• своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными различными причинами;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической Комиссии (ППк) или психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ППк);
• оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста;
• содействие поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому развитию; выявление детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы;
• реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Основные участники реализации Программы: педагоги, обучающиеся, родители (законные представители).
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители (законные представители) обучающихся, как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
Особенности разработки Программы:
‒ условия, созданные в ДОО для реализации целей и задач Программы;
‒ социальный заказ родителей (законных представителей);
‒ детский контингент;
‒ кадровый состав педагогических работников;
‒ культурно-образовательные особенности МБДОУ д/с «Золотой ключик»;
‒ климатические особенности;
‒ взаимодействие с социумом.